Сайт ЦКРОИР Минского района http://ckroir-roo.minsk.edu.by/
://фотоматериалы ostrgorsad.schools.by/photoalbum/363851
ПАМЯТКА
для людей с инвалидностью
ЛЬГОТЫ, ПРАВА И ГАРАНТИИ
Предоставляются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»(далее – Закон).
Граждане с инвалидностью реализуют свои права
на государственные социальные льготы, права и гарантии на основании удостоверения инвалида, выдаваемого медико-реабилитационными экспертными комиссиями, согласно приложению 6, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 1738 «Об утверждении Положения о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализации права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельным категориям граждан».
В соответствии с Законом инвалиды I и II группы имеют право на:
90-процентную скидку от стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов
(за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия изнитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;
бесплатное либо льготное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации[1] в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь, (обеспечение средствами реабилитации осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов и (или) государственными организациями здравоохранения бесплатно (на льготных условиях)
на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида илизаключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации);
справочно:необходимо обратиться в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района» по адресу: г.Минск, ул.Брикета,10. тел: 542-35-47.
первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение
(при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) (для неработающих инвалидов),
(лица, сопровождающие инвалидов I группы в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения);
справочно: необходимо обратиться в Республиканский центр по оздоровлению и санаторно – курортному лечению населения по адресу: г. Минск, ул. Ольшевского,8. тел:204-61-13.
бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте
и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров
в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства,
а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа
и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении,
в пределах границ района по месту жительства (также для лица, сопровождающего инвалида I группы);
бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси (также для лица, сопровождающего инвалида I группы);
50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на
50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее
и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-
и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание
и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению (для инвалидов, не имеющих трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I илиIIгруппы и (или)
с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях).
Инвалидам III группы указанным Законом предоставлено право
на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания, приведшего
к инвалидности.
ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Нуждающимся в социальной поддержке гражданам может быть предоставлена материальная поддержка в виде государственной адресной социальной помощи (ГАСП) и материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – материальная помощь).
Вопросы предоставления населению ГАСП регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41
«О государственной адресной социальной помощи».
ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости)<sup><sup>[2]</sup></sup>. Размер ежемесячного социального пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи и пересчитывается при увеличении критерия нуждаемости.Предоставляется такое пособие на период до 6 месяцев.
Единовременное социальное пособие предоставляется семьям при наступлении трудной жизненной ситуации и условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов критерия нуждаемости<sup><sup>[3]</sup></sup>.
Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на предоставление единовременного социального пособия, подтверждается документально и (или) устанавливается специальной комиссией на основании акта обследования. Размер такого пособия в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, составляет
до 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ).
справочно: необходимо обратиться в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района» по адресу: г.Минск, ул.Брикета,10. тел:517-37-13.
В соответствии с Инструкцией о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа
2001 г. № 9,неработающим инвалидам также может оказываться материальная помощь.
Размер материальной помощи[4] в каждом конкретном случае устанавливается руководителем органа по труду, занятости и социальной защите или территориального центра социального обслуживания населения на основании заявления, акта обследования материально-бытового положения и, при необходимости, других документов, подтверждающих необходимость оказания помощи.
справочно: необходимо обратиться в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района» по адресу: г.Минск, ул.Брикета,10. тел:542-08-76.
В исключительных случаях материальная помощь в размере до 3 БПМ может быть оказана комитетом по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома). В таких случаях решение принимается его председателем на основании ходатайства органа по труду, занятости и социальной защите с обоснованием необходимости оказания такой помощи.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Оказание социальных услуг регулируются Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании».
В каждом административном районе республики функционирует территориальный центр социального обслуживания населения, деятельность которых направлена на организацию и оказание нуждающимся гражданам социальных услуг в формах стационарного, полустационарного, нестационарного, срочного социального обслуживания, социального обслуживания на дому.
Территориальные центры предоставляют различные виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-реабилитационные, социально-посреднические, услуги сиделки, услуги сопровождаемого проживания и другие) в соответствии с перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами<sup><sup>[5]</sup></sup>.
Социальные услуги гражданам оказываются на безвозмездной и возмездной основе[6]. Условия предоставления территориальными центрами социальных услуг, входящих в перечень в пределах установленных норм и нормативов, зависят от материального положения и состава семьи нетрудоспособного гражданина<sup><sup>[7]</sup></sup>.
Оказание социальных услуг осуществляется территориальным центром на основании письменного заявления и договора оказания социальных услуг, заключенного между гражданином (его законным представителем), с одной стороны, и территориальным центром, с другой стороны<sup><sup>[8]</sup></sup>, при наличии у гражданина медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья<sup><sup>[9]</sup></sup>.
По вопросам разъяснения социальных льгот, прав и гарантий, оказания материальной поддержки, социальных услуг необходимо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите, территориальный центр по месту жительства.
справочно: за назначением пенсии необходимо обращаться в Управление по труду, занятости и социальной защите Минского районного исполнительного комитета по адресу: г.Минск, ул. Ольшевского, 8. тел:204-01-64, 204-20-32, 204-78-96, 204-78-02.
За оказанием социальных услуг необходимо обращаться в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района» по адресу:
г.Минск, ул.Брикета,10.тел:517-37-02, 517-37-01.
[1]Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722.
[2] С 01.02.2020 критерий нуждаемости составляет 239,87 рубля.
[3]С 01.02.2020150% критерия нуждаемости составляет 359,81 рубля.
[4]Материальная помощь оказывается, как правило, один раз в течение календарного года. Повторное оказание материальной помощи в календарном году возможно лишь в исключительных случаях особой нуждаемости.
[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
[6] Тариф на социальные услуги, входящие в перечень, установлен облисполкомом в размере _____руб. за час
[7] Инструкция о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11.
[8] Пункт 3 Инструкции.
[9] Перечень медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.2013 № 3/4.
Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь
по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;
«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;
«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;
«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии».
ПМПК ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- В ПРИСУТСТВИИ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ;
- ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМОГО ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ НА РЕБЕНКА.
Перечень документов для ПМПК:
- Медицинская карта (из поликлиники) или подробная выписка из истории развития ребенка
- Заключения узких специалистов (по профилю заболевания):
- Оториноларинголог
- офтальмолог,
- детский врач-психиатр – консультативное заключение (г. Минск, ул. П. Бровки, 7, тел. предварительной записи 331-85-78).
- Психолого-педагогическая характеристика с учреждения образования, которое посещает ребёнок
- Результаты самостоятельной деятельности - ученические тетради (образцы письменных работ по письму и математике) для школьников
- Результаты самостоятельной деятельности - образцы творческих работ (рисунки и т.д.) для дошкольников.
6. Копия заключения ПМПК (если ребенок обследовался ранее)
7. Карта первичного психолого-педагогического обследования обучающегося
Консультация для родителей по теме:
«Как проводить дыхательную гимнастику?»
Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.
2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.
3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".
4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.
5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.
6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.
Упражнения дыхательной гимнастики:
Упражнение "Задуй свечку"
Описание упражнения: Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.
Упражнение "Сдуть с руки снежинку"
Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.
Упражнение "Горячий чай"
Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай.
Упражнение "Воздушный шар"
Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.
Источники:
1. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005.
2. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989
Консультация для родителей по теме:
«Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста»
Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении нарушений речи и в её полноценном становлении. К подобным правилам стоит отнести следующие:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.
Источники:
- http://logopedia.by
- Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Консультация для родителей по теме:
«Артикуляционная гимнастика и ее роль в исправлении нарушений звукопроизношения»
Хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата позволяет правильно произносить звуки как изолированно, так и в речевом потоке. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
- Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков:
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы не обнажены (упр. «Улыбка»)
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой. Удерживание губ в таком положении (упр. «Трубочка»)
3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Удерживание широкого языка на нижней губе с открытым ртом (под счет до 5) (упр. «Лопаточка»).
6.Удерживание узкого языка с открытым ртом (под счет до 5) (упр. «Иголочка»)
7.Чередование положений языка: широкий – узкий.
8.Подъем и опускание языка вверх – вниз к губам.(упр. «Качели»)
9.Попеременно тянуться тонким кончиком языка под счет к уголкам рта. Губы при этом в улыбке. (упр. «Часики»)
Источники:
1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48
2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.
3. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.
Консультация для родителей по теме:
«Рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников»
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Источники:
- http://logopedia.by
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
Работа с родителями по развитию речи. Советы.
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: "Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только "машина, полотенце".
В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
Работа логопеда
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности
Домашняя игротека
Игры, игровые упражнения и задания по закреплению
речевых навыков у детей
Игры на обогащение словаря ребенка:
• «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
• «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
• «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок).
• «Только веселые слова». Нужно называть по очереди только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех». Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему только круглые, колючие слова.
Игры на развитие грамматического строя речи:
• «Приготовим сок». «Из яблок сок….(яблочный); из груш….(грушевый); из вишни…(вишневый) и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
• «Сварим варенье». «Из черники... (черничное); из ежевики... (ежевичное) и т.д.» А теперь наоборот: малиновое варенье из чего?» и т.д.
• «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
• «Если бы , да кабы...» Взрослый предлагает ребенку закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был (а) кем-то (чем-то), то я бы..., потому что (чтобы)....
Например: «Если бы я был фруктом, то зеленым и невкусным Мандарином, чтобы меня никто не съел».
• «Назови ласково и много». Лес – лесочек, много лесов; Лист – листочек, много листьев; Ветка – веточка, много веточек.
• «Чье гнездо?». Гнездо воробья – воробьиное; гнездо (дупло) синицы – синичье; гнездо вороны – воронье.
• «Чей след?». След лисы – лисий, след кабана – кабаний, след лося – лосиный, след белки – беличий, след мыши – мышиный, след человека – человечий.
• «Скажи правильно». Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная); из пластмассы? (пластмассовая); из глины? (глиняная); из кожи?, из металла?, из резины?, из бумаги?, из картона?, из стекла?.
Игры на развитие связной речи:
«Отгадай, что за птица». Ведущий выбирает иллюстрацию с изображением птицы (голубь, снегирь, скворец, поползень...), не называя птицы рассказывает о ней (величина, окрас, среда обитания, чем питается). Отгадывающие должны назвать.
«По дороге из детского сада (в детский сад):
• «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
• «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Игровые упражнения на слоговую структуру слов:
• «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги).
• «Восстанови сказку». Жи... – бы... де... и ба.... И бы... у ни... Ку... Ря.... Сне... Ку... яй... не... про..., а зо.... Де... би... би... – не ра.... Ба... би... би... – не ра.... Мы... бе..., хво... ма..., я... упа... и ра.... Де... пла..., ба... пла..., а Ку... ку.... Не пла..., де..., не пла..., ба.... Я сне... ва... я... не зо..., а про...».
• «Восстанови стихотворение».
Иде... бы... ка...,
Взды... на хо....
Во... до... ко....
Се... я упа....
Игры на звуковую культуру речи:
• «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...»
• «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Традиционные игры
По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель: расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст..), «сладкие» (мармелад, щербет, джем…), «тяжелые» (штанга, гиря…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…). Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например. Бумажки со словами высыпают в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок, который правильно называет слово, получает фишку. Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи, чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.